В мире животных
Прогр. сод.: уточнить знания детей о домашних и диких животных. Знать, что в далекие времена все животные были дикими, но затем люди приручили их - животные стали приносить пользу человеку.
Учить подбирать эпитеты к словам: кошка, собака, заяц, лиса, медведь.
Продолжать учить детей описывать игрушку, называя её наиболее характерные признаки. Сопоставлять короткий рассказ об игрушке по плану. Воспитывать желание заботиться о животных. Активизация словаря: приручил, лохматый, короб.
Предшествующая работа: Провели рассказывание по картинкам "Ежи", "Кошка с котятами", "Собака со щенятами". Рассмотрели альбом "Дикие животные", "Домашние животные". Составляли описательные рассказы о посуде и на тему: "Встреча новой куклы". Провели пересказывание В. Бианки "Купание медвежат". Читали произведения о животных из книги "Четыре времени года", сказки "Крылатый, мохнатый, да масляный", "Кот, петух и лиса", "Лисичка-сестричка и серый волк", "Лиса и рак", "Снегурочка и лиса". Загадывали загадки о животных.
Оборудование: картинки животных, игрушки (кошка, собака, заяц, лиса, медведь), экран телевизора, запись музыки из передачи "В мире животных", магнитофон.
Ход занятия:
Звучит музыка. Говорю: "Телевизор включается, передача начинается. В далекие, далекие времена все животные были дикими, но затем люди приручили их - животные стали приносить пользу человеку".
- Кто появился на экране? (показываю картинки кошки и собаки)
- А как называется передача, в которой звучит прослушанная музыка? ("В мире животных")
- Каких домашних животных еще вы знаете?
- Почему мы их называем домашними? (живут рядом с человеком и приносят пользу)
- Какую они приносят пользу человеку?
Посмотрите внимательно на экран и подумайте, какие красивые слова можно сказать о кошке? Какая она? (мягкая, пушистая, добрая, любопытная).
- Что умеет делать? (бегать, выгибаться, играть с ниточкой, ловить мышей).
- А посмотрите на собачку. Придумайте о ней много-много красивых слов. Какая она? (мягкая, лохматая, коричневая с белыми ушками, умная, послушная).
А что собака умеет делать? (бегать, прыгать, лаять, ласкаться, дом сторожить, границу охранять, помогает охотится).
А сейчас закройте глаза, опустите руки, расслабьтесь, и представьте себе, что вы в мире животных, где вокруг вас много разных животных. Какие добрые поступки вы совершили бы для своих друзей животных? (ответы сразу не спрашиваю). А сейчас догадайтесь, кто появится на экране?
"Это что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы? (заяц)
- А заяц какое животное, дикое или домашнее? А почему? (живет в лесу)
- А каких диких животных вы знаете еще?
Ребята, какими словами можно сказать о зайце?" (серенький, мягкий, пушистый, быстрый, трусливый, осторожный)
- Какие у зайца уши? (длинные)
- Хвост? (короткий)
- А ноги? (сильные, быстрые)
- С чем можно сравнить зайчонка? (мягкий как вата, как пушок, как шарик)
- Что умеет делать? (прыгать, скакать, бегать)
"Проголодались зайцы и решили залезть в огород полакомиться. В огороде овощей видимо-невидимо. Один сорвал капусту и свеклу, другой - морковку, третий - огурец, а самый маленький зайчонок сорвал лук и чеснок. Вдруг увидели зайцы сторожа и бросились бежать. Добежали до пригорка, стали овощи раскладывать. А старый заяц посмотрел да как рассмеется.
- Почему он рассмеялся? ("Зайчонок, зачем же ты лук и чеснок сорвал? Ведь зайцы его не едят").
Обращаю внимание на телевизор.
- А это что еще за зверь? (лиса)
- А какие вы знаете сказки про лису? ("Лисичка-сестричка и серый волк", "Крылатый, мохнатый, да масляный", "Лиса и рак",...)
- Какая лиса в сказках? (хитрая)
- А в какой сказке лисичка добрая? ("Снегурочка и лиса"). Какой хороший поступок она совершила? (спасла девочку и отнесла домой)
- Какие еще хорошие слова можно сказать о лисе? (рыжая, пушистая, плутовка, лиса - патрикеевна).
Появляется медведь и говорит:
"А дорога далека
А корзина не легка
Сесть бы на пенек
Съесть бы пирожок".
- Ребята, кто я? Из какой сказки пришел?
А теперь я посижу и послушаю, что вы скажете про медведя, очень интересно услышать.
Предлагаю детям придумать самые хорошие слова про мишку (бурый, неуклюжий, добрый, большой). Расскажите, какие у него лапы, голова, ушки.
А сейчас мы немного отдохнем. Будем выполнять движения разных зверей под эту красивую музыку.
После физкультминутки говорю: "А теперь вы примете участие в передаче "В мире животных". Вы будете ведущими и расскажите о своей любимой игрушке. В своей передаче должны описать внешний вид игрушки. Из чего она сделана? Почему эта игрушка твоя любимая?
Уточняю план рассказа.
Не забудьте рассказать о добрых поступках, которые вы уже придумали о своих друзьях - животных.
А миша тоже будет смотреть передачу и скажет о какой игрушке было интереснее смотреть и слушать.
Каждый рассказ анализирую, выбирая в нем самое лучшее.
После 2-3 рассказов предлагаю прочитать стихотворения об этих животных.
Еще после 2-3 рассказов дети загадывают загадки.
Вывод: "Передача была интересной. В ней мы услышали о кошке, собаке, зайце, лисе и мишке. Ребята придумали много красивых слов".
Медведь: "Ребята, мне тоже понравилась ваша передача. Особенно мне понравился рассказ обо мне и я принес для вас угощенья".
Раздает детям печенье и орехи и предлагает пойти с ним на прогулку.
Рассказы о животных
"Это меховая собачка Дружок. Она коричневая, а хвостик и ушки белые. Собачка мягкая, пушистая, лохматая. У ее большие уши, опущенные вниз. Глаза черные, как угольки. Он озорник, любит бегать и прыгать".
"Это заяц - беляк. Он сделан из меха. Он мягкий как вата, белый, как снег. У него длинные уши, короткий хвост, сильные, быстрые ноги. Заяц быстрый, осторожный, трусливый, пугливый, боязливый. Он умеет прыгать, скакать, бегать. С ним интересно играть".
"Это резиновая лиса. Шерсть у лисы рыжая, гладкая, красивая. Есть большой пушистый хвост, вытянутая мордочка, маленькие ушки. Лиса хитрая, ловкая, любознательная. Я люблю играть с лисичкой".
"Это медвежонок Винни-Пух. Он из меха. Медвежонок коричневый, только ушки и около носика желтое. Винни-Пух показывает свой маленький язычок. Медвежонок добрый, красивый, поэтому я люблю с ним играть".
"Это котенок Васька. Он из меха. Васька черный, только ушки и мордочка белые. У Васьки маленькие ушки на макушке, большие круглые глаза, похожие на мячики, большие большие усы. Лапки у котика мягкие, а в лапках царапки. Васька мягкий, пушистый, ловкий, осторожный. Умеет бегать, прыгать, выгибаться, ловить мышей. Котенок - моя любимая игрушка".
Загадки о животных
"Не влезает в книжку косолапый ..." (мишка)
"Зимой спит, а летом ульи воротит" (медведь)
"Он хозяин леса строгий, а поспать любит в берлоге, страшно может зареветь, а зовут его ..." (медведь)
"Зверь мохнатый, косолапый, он сосет в берлоге лапу" (медведь)
"Косолапый и большой, кто в берлоге спит зимой" (медведь)
"Рыжая с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом" (лиса)
"У кого из всех зверей хвост пустышей и длинней" (лиса)
"Длинный, рыжий хвостище, сама умна, хитрища" (лиса)
"Рыжая, хитрая, никак ей не сидится, рыщет всюду, быстрая, звать ее ..." (лисица)
"Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежку тык-тык. Быстрый прыжок, теплый пушок, черный носок" (заяц)
"В гору бегом, а с горы кувырком" (заяц)
"Зимой и летом одним цветом" (заяц)
"Кто родится с усами" (котенок)
"Сядет, песенки поет" (кот)
"Лапка мягонька, а коготок востер" (кот)
"Отворилась тихо дверь и вошел усатый зверь, сел у печки жмурясь сладко и умылся мягкой лапкой" (кот)
"Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается" (собака)
"Заворчал живой замок, лег у двери поперек, две медали на груди, лучше в дом не заходи" (собака)
"Зимой беленький, а летом серенький, никого не обижает, а всех сам боится" (заяц)
"Комочек пуха, длинное ухо" (заяц)
Воспитатель: Кончакова Л.Б. |